Одно из самых ярких детских воспоминаний Марины Борисовны, как мама брала ее с собой на работу. Нефтеперекачивающая станция «Никольское» больше напоминала цветущий сад: яблони, груши, кусты смородины. Девочке запомнились огромные железобетонные резервуары, наполненные нефтью. Гигантские емкости почти полностью находились под землей, на поверхности выглядывали только крыши. Они были залиты водой, где плескались самые настоящие рыбки! Непревзойденный показатель чистой экологии.
Марина Дворянкина – потомственный нефтепроводчик. Ее родители всю жизнь посвятили магистрали «Дружба». Сама Марина уже 35 лет трудится на легендарном трубопроводе. А теперь и ее сын Алексей продолжает семейное дело. В год 60-летнего юбилея компании «Транснефть – Дружба» мы продолжаем рассказ о династиях трубопроводчиков, передающих любовь к выбранной профессии из поколения в поколение.
В числе первопроходцев
Положить начало профессиональной династии довелось Борису Васильевичу и Лине Степановне Денисовым – родителям Марины. Они участвовали в запуске нефтепровода буквально с первых дней! Ровно 60 лет назад, в далеком 1964-м, приехали на станцию «Никольское» еще до ее открытия. Здесь только готовились к вводу объекта, усиленно подбирая кадры. Специалистов узкой направленности было не сыскать, поэтому руководство сделало умный ход – пригласило желающих с близлежащего нефтеперерабатывающего завода.
Многим молодым людям было интересно испытать себя в смежном направлении и приложить руку к «стройке века». В числе первопроходцев приехали на линейную производственно-диспетчерскую станцию «Никольское» и супруги Денисовы: оба на одну из ключевых профессий – товарный оператор.
Лина Степановна вспоминает, как постепенно и поэтапно отлаживали работу по всем направлениям. Первые измерения количества нефти в резервуарах проводились вручную, с помощью специальной рулетки. Замеры требовалось делать максимально быстро и оперативно, выполняли их каждые два часа. Теперь измерения проводятся дистанционно, с передачей данных в автоматизированные системы. Информация непрерывно поступает на рабочее место оператора, а его задача внимательно следить и контролировать. Сведения обновляются регулярно, в режиме реального времени. «Умная» техника не только облегчила труд операторов, но и повысила надежность технологического процесса.
Характерная черта
На ЛПДС «Никольское» Лина Степановна отработала почти 35 лет, награждена медалью «За трудовое отличие». Орден «За трудовые заслуги» получил и ее супруг! Борис Васильевич застал целый ряд знаковых для нефтепроводной отрасли событий. На его глазах происходило масштабное техперевооружение резервуарного парка: на смену железобетонным приходили более современные вертикальные стальные резервуары. Важные перемены происходили и в оборудовании насосных станций –связанные с его расширением, модернизацией и автоматизацией. Борис Васильевич не просто видел, как творится история нефтепровода, а сам принимал в этом процессе непосредственное участие.
Коллеги в один голос отмечали главную особенность характера Бориса Васильевича – ответственность. Дома по вечерам, и в выходные супруги Денисовы все равно обсуждали рабочие вопросы, делились успехами и переживаниями. «Дружба» - это не просто название нефтепровода, это характеристика коллектива работников станции того времени. Все делали общее дело и ответственность за него чувствовал каждый работник, от оператора до начальника станции.
Привязанность к компании унаследовала от родителей и Марина Борисовна. Любовь к точным наукам проснулась в ней еще в детстве: на контрольных по математике подсказывала всему классу. Сразу был виден будущий инженер. Марина выбрала совсем не свойственную для девочек профессию инженера-электромеханика и успешно работала по ней на заводе во Владимире, пока в тяжелые 90-е не пришлось вернуться обратно на малую родину, в Тамбовскую область. Любопытно, что местом работы Дворянкиной стала именно ЛПДС «Никольское», с которой было связано все ее детство. Устроилась сюда оператором КИПиА, следить за работой оборудования по контрольно-измерительным приборам. «Это был для меня ценный опыт, позволивший сначала изучить оборудование на станции, чтобы потом управлять работой нефтепровода из диспетчерского пункта», - говорит Марина Борисовна.
Всегда начеку
Сегодня Марина Дворянкина – главный диспетчер товарно-транспортного отдела Мичуринского районного управления компании. Устроившись в центральную диспетчерскую МРУ, сотрудница была поражена, с каким объемом информации приходится иметь дело ежедневно. Диспетчеры буквально управляли потоками нефти, перераспределяя их. Пожалуй, самое точное определение работы диспетчера – многозадачность. На смену диспетчер заступает один, перед ним – больше десяти мониторов, на которых отображается все происходящее на объектах Мичуринского районного управления, а это восемь нефтеперекачивающих станций, магистральные и технологические трубопроводы, подводные переходы…
Диспетчеру необходимо всегда быть начеку, в непрерывном режиме контролировать работу оборудования на линейной части и площадочных объектах. В том числе, уровень нефти в резервуарах и показатели ее качества, технологические процессы в трубопроводе: давление, состояние запорной арматуры. Нельзя зазеваться и отвлечься, нужно всегда быть максимально собранным и сконцентрированным. Задача диспетчера - не просто контролировать параметры работы нефтепровода, но и в случае возникновения угрозы потенциальной нештатной ситуации, принять все возможные меры для ее предотвращения.
Вместо шкафов во всю стену
Большим подспорьем в работе стала масштабная автоматизация процессов, которая проходила не только на глазах Марины Дворянкиной, но и при ее непосредственном участии. Сотрудники Мичуринского управления помогали программистам в составлении программ, объясняли про режимы перекачки, на что следует обратить внимание. Глобальная замена релейной автоматики на современную микропроцессорную в диспетчерской началась в конце 90-х. До этого в диспетчерской стояли огромные релейные щиты – эдакие шкафы метров шесть в длину, размером во всю стену. Если где-то происходил сбой, например, на какой-то из задвижек, на щите начинала мигать красная лампочка и звенел звонок.
- Если сравнивать релейную и микропроцессорную автоматику, это все равно, что кнопочный мобильный телефон и смартфон, - говорит главный диспетчер МРУ. – Нынешняя автоматика более надежная, быстрее передает сигнал и работает без сбоев. После установки микропроцессорной системы в диспетчерские управления их постепенно стали внедрять и на станциях.
Марина Борисовна имеет сразу два звания: почетного нефтяника и почетного работника топливно-энергетического комплекса. Признается, что своей жизни без предприятия уже не представляет. Настолько тесно переплелись в ее судьбе нефтепроводная и личная линии.
Этажом выше
Сын Марины Борисовны Алексей – нефтепроводчик уже в третьем поколении. Получить востребованную специальность сумел в том числе и благодаря компании – по целевому направлению поступил в престижный московский вуз - РГУ нефти и газа имени Губкина. Не только учился на бюджете, но и получал стипендию. Окончив один из самых востребованных факультетов – проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта, Алексей вернулся в родное Мичуринское районное управление. «Мне здесь все было с детства знакомо. Сначала с интересом слушал рассказы бабушки про нефтепровод, а потом с удовольствием приходил к маме на работу в диспетчерскую, когда выпадал такой шанс. Но и представить не мог, что спустя годы буду сам работать в этом же здании, просто этажом выше», - признается Алексей Дворянкин.
За пять лет работы молодой специалист успел попробовать себя в разных направлениях, начинал мастером Центральной ремонтной службы. Алексей рассказывает, что прошел там отличную профессиональную школу. В первое время новобранец легендарной магистрали не переставал удивляться, насколько здесь все отлажено и продумано. Надежность перекачки нефти обеспечивают высококвалифицированные кадры и обилие разнообразной качественной техники.
Повод для гордости
Молодой специалист вспоминает, какое впечатление произвела на него впервые увиденная передвижная насосная установка. Внушительных размеров конструкция смонтирована в прицепе на базе КАМАЗа. Установка позволяет откачивать нефть из вырезаемого трубопровода, перенаправляя ее в параллельный трубопровод или во временную емкость. Оборудование обеспечивает безопасность при проведении регулярных плановых работ.
Сейчас, работая в отделе эксплуатации Мичуринского районного управления, Алексей отмечает продуманность всего процесса транспортировки. Чтобы правильно подготовить документацию перед проведением плановых ремонтов на трубопроводе, инженеры сами регулярно выезжают на место, обследуют линейную часть. «Каждый объект – уникальный. Постоянно узнаешь что-то новое, развиваешься в профессиональном плане, поэтому работать в компании очень интересно», - отмечает собеседник. Алексей Дворянкин не скрывает: «Я рад, что история моей семьи тесно связана с нефтепроводом. Быть частью династии трубопроводчиков для меня – большая гордость».